Как развивались квесты
В конце 2013-начале 2014 в Москве начали активно появляться и развиваться так называемые “квесты в реальности”.
Первые квесты представляли из себя комнату, наполненную различными загадками и головоломками, и посвященную какой-то определенной тематике. Там вы могли оказаться в кабинете сыщика Шерлока Холмса или даже в тюремной камере, а главной задачей было выбраться оттуда за один час.
В самых первых квестах задания не отличались оригинальностью, и большинство из них сводились к тому, что вам нужно было найти ключи от многочисленных замочков или дверей. Так, например, квест «Комната 37» целиком был основан на поиске 11 ключей от 11 замков чемодана, в котором, согласно легенде, были спрятаны документы некого исследователя. Вторым по популярности заданием в квестах “первой волны” были кодовые замки и, соответственно, поиск или выяснение цифр кода. Очень часто использовали сейфы, которые блокировались после нескольких попыток, таким примитивным образом удлиняя и усложняя игру.
Первые форматы
Одним из самых популярных форматов был побег из тюрьмы, а также ограбление банка. В такой сюжет очень легко вписывался поиск многочисленных ключей.
В процессе развития данной сферы задания усложнялись, становясь все более эффектными. Так, например, в ныне закрытом квесте «Мастерская иллюзиониста» нужно было найти фигурку картонного кролика и положить ее в «волшебную» шляпу, где она «превращалась» в игрушечного кролика, как бы оживая. Замки и ключи уступили место скрытым магнитам и сложным механизмам, которые добавляли привкус волшебства в игру. Особенным шиком стало считаться сделать квест, в котором нет ни одного замка и ключа.
В начале квест позиционировался именно как интеллектуальное развлечение, но чуть позже добавился элемент хоррора и адреналина, который нагнетался либо так называемыми бу-эффектами, либо присутствием в игре актера.
Квесты с актерами
Первые квесты с актерами были построены на достаточно примитивном сценарии – обычно он преследовал игроков и, кроме решения головоломок, нужно было убежать или спрятаться от него. Но очень скоро такой формат наскучил игрокам и им захотелось большего погружения в игру и большей реалистичности. Если ранее костюмом актера могла быть лишь резиновая маска, теперь ее заменил сложный грим, цветные линзы и настоящие театральные костюмы. В некоторых квестах к участию привлекали даже животных.
Эволюция перформансов
Поэтому данный вид квестов – а именно квесты-перформансы, - очень быстро стал эволюционировать и стремительно меняться. Появился контакт актера с игроками сначала в попытках напугать, а в дальнейшем еще и с целью включить игроков в своеобразные интерактивы. В квестах появились уровни взаимодействия с актером – от «лайта», когда вас едва касаются в процессе игры, до так называемого «хсб» - «хард с болью», когда взаимодействие актера с игроками максимально тесное и может закончиться синяками или царапинами. Какое-то время этот режим был максимально популярен, что привело к появлению большого количества некачественных проектов, в которых можно было получить реальный физический вред здоровью. Это могли быть, например, несколько очень условно обставленных комнат, в которые врывался верзила в маске с бутафорским оружием и всячески взаимодействовал с испуганными (или не очень) игроками.
Частным явлением стали квесты о маньяках (игроки дали им кодовое название - «маньячки»), где на первый план выходил плотный контакт актера с игроками. Вторым таким частным “ответвлением” стали почти бесконтактные «мистики», где упор делался на необычные трюки актеров (чаще актрис), изображающих обитателей потустороннего мира.
Постепенно появились смешанные форматы: “перформанс+иммерсивный театр” и “перформанс-экшен”. В первом случае основной упор делается на игру актеров, целые сценки, участие в которых принимают игроки. Во втором формате основной упор делается на необычные локации и помещения квеста, нетривиальные переходы из одной комнаты в другую – например, в виде горки или даже свободного падения.
Спец. версии
Отдельно можно упомянуть так называемые «спец-версии» и эротические перформансы. Некоторые проекты рискнули (конечно же с маркировкой 18+) добавить в свои игры элементы с полураздетыми актрисами или эротическим взаимодействием со стороны актеров-«маньяков». Такие квесты с эротическим уклоном пока не получили широкого распространения, но и на них находятся свои потребители.
Кроме квестов-перформансов и классического формата «выйти из комнаты» (“эскейп-рум”), популярностью пользуются так называемые экшен-игры. В них ваша основная задача – это прохождение некой полосы препятствий, применение минимальных спортивных навыков. Часто такие игры сравнивают с известной передачей «Форт Байярд». Пройти их могут игроки без специальных навыков, хотя нередко организаторы указывают ограничения по весу или возрасту участников, отсеивая часть «неспортивной» аудитории.
В таких квестах особенно часто возникают претензии к технике безопасности, ведь трудно сделать проект одновременно безопасным, но при этом захватывающим. Часто организаторы действуют больше исходя из критериев зрелищности или, наоборот, простоты испытаний, забывая о страховках. Так, в одном московском экшен-проекте есть стена для скалолазания, на которую игроки лезут без страховки.
В заключение можно сказать, что сейчас можно в самом деле найти квест на любой вкус и кошелек – в этой индустрии есть что предложить и эстетам, и любителям жести и трэша, и спортсменам-экстрималам. Стоит лишь внимательно читать описание и независимые отзывы от других игроков. А затем – выбором за вами.